Архитектурные памятники Лондона

Почти не сохранилось интерьеров зданий, созданных по проектам Адама в центральном Лондоне, однако до нас дошел необыкновенно изысканный интерьер его работы в Хоум-Хаусе по адресу Портман-сквер, 20, построенном в 1770-х гг. для графини Хоум, а впоследствии подаренном Сэмюэлом Кортолдом университету Лондона для размещения там Института искусств Кортолда. Его помещения открыты для публики во время каникул с понедельника по пятницу с 10.00 до 17.00; закрыты десять дней на Пасху и Рождество.

Можно увидеть и другие интерьеры, созданные Адамом, недалеко от центрального Лондона: в Сьон- Хаусе в Брентфорде; в Кенвуд-Хаусе в Хэмпстеде; и в Остерли-парк-Хаусе, где Роберту Адаму пришлось работать в течение 19 лет начиная с 1767 г. Все эти дома открыты для посещения. Сьон-Хаус — с Пасхи до июля по будням, в августе — октябре с воскресенья по четверг с 13.00 до 17.00 (утром по договоренности). Кенвуд-Хаус («Посмертный дар лорда Айви») —в октябре, феврале, марте с 10.00 до 17.00; в ноябре — январе с 10.00 до 16.00, в апреле — сентябре — с 10.00 до 19.00 (кроме Страстной пятницы, кануна Рождества и самого Рождества). Остерли-парк-Хаус открыт ежедневно (кроме Страстной пятницы, Рождества, 26 декабря и понедельников, помимо банковских каникул) с апреля по сентябрь с 14.00 до 18.00, в октябре — марте с 12.00 до 16.00. Сады открыты круглый год.

Церковь Всех Святых на Лондон-Уолл (перестроенная в 1765—1767 гг.) была отреставрирована по проекту Джорджа Данса после того, как она сильно пострадала во время войны.

Некоторое количество камней тюрьмы Нью-гейт, сожженной во время Гордоновских беспорядков в 1780 г. и снесенной в 1902 г., было использовано при строительстве здания Центрального уголовно¬го суда в стиле эдвардианского барокко на Олд-Бейли (1902—1907 гг.). Экскурсионные группы проводятся по зданию Суда в 11.00 по субботам и в будни в 11.00 и 15.00, если там не проходят заседания. Когда идут заседания, публика может посетить галереи для зрителей (вход с Ньюгейт-стрит) в 10.15 и 13.45, кроме августа. Остались традиции, напоминающие, что раньше здесь была тюрьма: в первые два дня каждой сессии судьи несут маленькие букеты цветов, а пол застилают травами — то же делали в тюрьме для поглощения вредных испарений, вызывающих лихорадку. Сохранились отдельные фрагменты интерьера тюрьмы, на Мэрилбоун-роуд в Музее восковых фигур мадам Тюссо имеется множество экспонатов, вызывающих неприятные ощущения.

27. Клуб Брукса (1777—1778 гг.) расположен по адресу Сент-Джеймс-стрит, 60. Здесь собира¬лись члены партии вигов во времена Чарлза Джеймса Фокса. Это здание представляет собой один из нескольких интересных образцов зданий XVIII — начала XIX в., на который стоит посмотреть. Здесь есть и другие клубы: под номером 37 Клуб Уайта (1787—1788 гг.), построенный, вероятно, Джеймсом Уайеттом, в 1811 г. тут появились окна-эркеры и в 1852 г. — новый фасад; под номером 28 находится Клуб Будла (1775 г., построен Джоном Крунденом); под номерами 69—70 — клуб «Карл- тон» (1826—1827 гг., по проекту Томаса Хоппера); Девоншир-клуб под номером 50 (преемник клуба Крокфорда, построен по проекту Бенджамина Дина Уайетта в 1872 г.). Клуб партии консерваторов находится под номером 74 (построен по проекту Джорджа Басеви и Сидни Смирка) — это здание в палладианском стиле датируется Викторианской эпохой (1843—1845 гг.).

Прекрасными образцами фасадов и интерь¬еров магазинов XVIII — начала XIX в. является здание номер 3, винный магазин братьев Берри и Рудда, а также шляпный магазин «Док и сын» под номером 6.

Впоследствии дом герцога Манчестера стал называться Хертфорд-Хаусом, это была лондонская резиденция маркиза Хертфорда. Дом был перестроен и расширен в 1872 г. сэром Ричардом Уолласом, незаконнорожденным сыном и наследником четвертого маркиза Хертфорда. В 1897 г. леди Уоллас передала государству великолепную коллекцию произведений искусства, собранную в этом доме.

Как рассказывают историки и гиды по Лондону, начало коллекции Уолласов было положено первым маркизом Хертфордом, послом в Париже, и его сыном, послом в Берлине и Вене. Но богатой и роскошной коллекция стала благодаря третьему маркизу Хертфорду, близкому другу Георга IV, прототипу лорда Стайна в романе «Ярмарка тщеславия» и лорда Монмаута в романе «Конингсби». Маркиз женился на девушке, которая, как считалось, была дочерью то ли герцога Квинсберри, то ли Джорджа Селвина — оба оставили ей в наследство свое состояние. Ее сын, страстный собиратель произведений искусства, большую часть жизни проведший в Париже, добавил в коллекцию предметы французского искусства XVIII в. Сегодня эта коллекция является гордостью музея, собрания такого масштаба, выставленного под одной крышей, не найти даже во Франции. Сэр Ричард Уоллас добавил в коллекцию предметы вооружения, а также произведения искусства Средних веков и Ренессанса.

Познакомиться с коллекцией можно по будням с 10.00 до 17.00 (кроме Страстной пятницы, кануна и дня Рождества, 26 декабря и Нового года).

Здания под номерами 18—27 на Блумсбери-сквер (1800—1814 гг.) — типичные постройки Джеймса Бертона. Их можно сравнить с домами на Бедфорд-роуд, построенными талантливым предшественником Бертона Николасом Барбоном на сто лет раньше.

Карлтон-Хаус был полностью снесен, но колонны его фасада использовали для портика Национальной галереи. Некоторые его фрагменты — двери, паркетные полы, камины и мраморная отделка — были использованы при реконструкции Виндзорского замка сэром Джеффри Уайетвиллом и при работе Джона Нэша над Букингемским дворцом.

Памятник Карлу I ле Сюера (1633 г.) — один из наиболее одухотворенных монументов Лондона — стоит на месте прежнего Чаринг-Кросса, снесенного в 1647 г. Нынешний Чаринг-Кросс, расположенный возле железнодорожной станции, является викторианской репликой на каменный крест, установленный Эдуардом I на месте остановки похоронной процессии, в 1291 г. доставившей тело королевы Элеоноры из Линкольншира в Вестминстерское аббатство.

Колонна Нельсона (памятник адмиралу Нельсону) была воздвигнута между 1839 и 1842 гг. Сама колонна создана Уильямом Рейлтоном, скульптура — творение Эдварда Бейли, рельефы на основании принадлежат Джону Тернату и У. Ф. Вудингтону, львы — сэру Эдвину Ландсиру. Одна из причин того, что монумент сделан столь высоким (185 футов, в том числе 17 футов — высота статуи Нельсона), заключается в том, что спонсоры хотели, чтобы он был выше памятника герцогу Йорку работы Бенджамина Дина Уайетта (1831—1834 гг.).

Эта колонна со статуей герцогу (обожаемому главнокомандующему, несмотря на все его просчеты), выполненной сэром Ричардом Вестмакоттом, стоит на площади Ватерлоо-Плейс. Ее высота от основания до верха 124 фута; это было сделано с таким расчетом, чтобы фигура герцога не попадалась на глаза его кредиторам, — на день смерти его долг достигал 2 млн фунтов. Деньги на памятник собрали, удержав однодневную зарплату каждого солдата британской армии, в которой герцог был очень популярной фигурой.