Британские музеи и галереи

Национальная галерея на Трафальгарской площади хранит одну из самых больших коллекций в мире, включая множество произведений католического искусства. Из 4,5 тыс. хранящихся картин выставлено всего около 1,5 тыс.; но любое произведение, находящееся в галерее, если оно не экспонируется, можно увидеть, направив письменную просьбу Хранителю галереи. Галерея открыта (кроме Страстной пятницы, кануна Рождества и дня Рождества) по будням с 10.00 до 18.00 (до 21.00 по вторникам и четвергам летом) и с 14.00 до 18.00 по воскресеньям. Здесь проводятся лекции по вторникам, средам и четвергам в 13.00, по вторникам летом в 18.00 и субботам в 14.30. К Национальной галерее примыкает Национальная портретная галерея на Сент-Мартин-Плейс (архитекторы Эван Кристиан и Коллинг, 1890—1895 гг.; крыло Дувина построено в 1933 г. сэром Робертом Эдисоном и Дж. Г. Уэстом).

Национальная портретная галерея «имеет дело скорее с историей, чем с искусством», как говорил ее бывший директор Дэвид Пайпер. «То, что там находится несколько совершенно по¬трясающих картин, это случайность, которая послужила для целей галереи; наряду с ними там есть и несколько совершенно ужасных с точки зрения художественной ценности картин. Посмотрите, к примеру, на акварель, изображающую Джейн Остин, выполненную ее сестрой Кассандрой; это просто мазня, однако один из самых ценных экспонатов галереи. С другой стороны, тут находятся потрясающие карикатуры на Генриха VIII, где искусство и история слились в неразрывном волшебстве». Как и в Национальной галерее, здесь также не все картины находятся в экспозиции, их можно посмотреть по запросу. Открыта по будням с 10.00 до 18.00. С июня по сентябрь во вторник, четверг с 10.00 до 21.00. По воскресеньям с 14.00 до 18.00. Закрыта в Страстную пятницу, канун Рождества, Рождество, 26 декабря и на Новый год.

Разнообразные экспонаты Британского музея на Грейт-Рассел-стрит (построен в 1823—1852 гг., с достройкой в эдвардианскую эпоху) составили огромную коллекцию египетских, греческих, римских, восточных и британских древних артефактов, рукописей и печатных книг, монет и медалей, рисунков, почтовых марок, примитивного искусства, бенинской бронзы и реликвий ацтеков, предметов с затонувших в Саттон-Ху кораблей, коллекции часов Илберта и множества других ценностей — чтобы изучить все это разнообразие, можно потратить целую жизнь. Коллекции постоянно пополняются. Число книг и общая протяженность книжных полок (многие мили) растет с каждым годом, потому что в музее должен храниться экземпляр каждой книги, изданной в Британии.

Музей содержит гораздо больше предметов, чем человек в состоянии осмотреть за один день. Он открыт по будням (кроме Страстной пятницы, кануна Рождества, Рождества, 26 декабря и Нового года) с 10.00 до 17.00, по воскресеньям — с 14.30 до 18.00. Аля пользования читальным залом необходимо приобрести входной билет; сам зал создан в 1854—1857 гг. путем сооружения крыши в виде огромного купола над центральным внутренним двориком Монтепо-Хауса. Свободно пройти может тот, у кого есть веские, обоснованные причины для доступа в читальный зал или рекомендательное письмо от человека с признанной репутацией. Билеты также требуются для работы в Студенческих залах Отдела рукописей, оттисков и рисунков.

Тем, кого пугает и угнетает обширность Британского музея, размеры и многообразие его коллекций, можно рекомендовать посетить очаровательный маленький Музей Джона Соана на Линкольнз-Инн-Филдз, 13. Это здание Соан спроектировал в 1812 г. для себя, здесь он жил до своей смерти в 1837 г. В музее хранятся мебель, книги, портрет Соана, написанный Лоуренсом, множество мраморных античных бюстов, греческих ваз, архитектурных макетов, часы Кристофера Рена, пистолет Наполеона, саркофаг фараона Сети I, умершего приблизительно в 1370 г. до н. э. (куплен Соаном за 2 тыс. фунтов после того, как его отказался приобрести Британский музей), а также прекрасные картины Каналетто, Пиранези, Джулио Кловио, Тернера и Клериссо, четыре гравюры Уильяма Хогарта из серии «Выборы» и восемь — из серии «Похождения повесы».

Музей открыт со вторника по субботу с 10.00 до 17.00, закрыт в августе и в банковские канику¬лы. По субботам проводятся лекционные экскурсии в 14.30. Ознакомиться с книгами по архитектуре, с чертежами и макетами, не выставленными в экспозиции, можно по заявке, направляемой директору музея.

Внутренние помещения и 40 акров частных садов Букингемского дворца закрыты для посещений публики независимо от того, находится королева во дворце или нет.

Когда королева пребывает во дворце, над его крышей развевается королевский штандарт. Церковь, бывшая личной церковью монарха, сейчас преобразована в Галерею Королевы, здесь организуются выставки живописи, рисунков, мебели, произведений искусства и диковин из королевской коллекции. Вход в галерею находится со стороны Букингем-Палас-роуд; она открыта (кроме Рождества) с 11.00 до 17.00 со вторника по субботу, с 14.00 до 17.00 в воскресенье. Ниже по улице Букингем- Палас-роуд располагаются Королевские конюшни, где содержатся королевские лошади и стоят королевские кареты, включая карету Георга III, сделанную по проекту сэра Уильяма Чамберса, расписанную Киприани. Конюшни можно посетить в среду и четверг с 14.00 до 16.00, кроме недели, когда проводятся ежегодные скачки в Эскоте.

Дворец охраняет Придворный дивизион, состоящий из полка гвардейской пехоты и Королевского конногвардейского полка, одетых в парадную форму. Каждое утро в 11.30 проходит церемония смены караула.

Мраморная арка (1828 г.) построена из каррарского мрамора архитектором Джоном Нэшем, взявшим за образец знаменитую триумфальную арку Константина в Риме. Рельефы на южной стороне выполнены Эдвардом Ходжесом Бейли, который создавал памятник Нельсону на Трафальгарской площади; рельефы на северной стороне созданы сэром Ричардом Вестмакоттом, автором скульптуры герцога Йоркского на Ватерлоо-Плейс.

Коринфская арка (1828 г.) на углу Гайд-парка архитектора Децимуса Бертона известна жителям и гидам в Лондоне как арка Конституции, или арка Веллингтона, поскольку первоначально на ней была водружена статуя герцогу Веллингтону. В 1912 г. ее заменили бронзовой фигурой ангела мира на квадриге, созданной по проекту Эдриана Джонса. Ворота Гайд-Парк-Корнер-Скрин (три арки, соединенные ионическими колоннадами) построены Бертоном в 1825 г. по образцу ворот Сьон-Хауса архитектора Роберта Адама.

Величественная эдвардианская арка Адмиралтейства в римском стиле была построена в восточном конце Пэлл-Мэлл в 1911 г. сэром Эстоном Уэббом как часть мемориального комплекса королевы Виктории, идея которого более эффектно реализована в Мемориале Виктории, ярком и экспрессивном творении сэра Томаса Брока из 2300 тонн белого мрамора, стоящем перед Букингемским дворцом.

Здание Смирка было разрушено, когда в нем отпала надобность, — при строительстве существующего ныне комплекса викторианского и эдвардианского Главного почтового управления (1870—1911 гг.). Вход в главный офис на Кинг-Эдвард-стрит открыт с 8.00 до 19.00 в понедельник — пятницу, в субботу с 9.00 до 12.30. Для посещений открыта подземная Почтовая железная дорога длиной 6,5 мили (строительство закончено в 1908 г.) между Уайтчепедом и Паддингтоном через станцию Ливерпуль-стрит; по ней ежедневно перевозится 40 тыс. почтовых мешков. Заявки на посещение почтовой станции, музея почты и служебных помещений почтового офиса следует направлять по адресу: Post Master Controller’s Office, King Edward Street, E.C.I.

В Королевском монетном дворе (1808— 1811 гг., расширен в 1882 г.) вскоре появится музей. Сейчас монеты чеканятся на новом монетном дворе в Уэльсе.