Другие лондонские достопримечательности

Пожар в XVII в. разрушил большую часть особняка Кросби-Холл, но оставил невредимым главный зал, который в 1910 г. был перенесен с Бишопсгейт на Аанверс-стрит, в Челси, где его можно увидеть в наши дни. Здесь находится копия картины Хольбейна с изображением семьи Томаса Мора, которая недолго жила в этом особняке после смерти сэра Джона Кросби. Посещение по будним дням с 10.00 до 12.00 и с 14.30 до 17.00.

Парадный вход и Крипта Ратуши (Гилдхолла; на Гилдхолл-Ярд напротив Грэшем-стрит) — это почти все, что осталось от средневекового сооружения, которое реконструировали приблизительно в 1411 г., частично за счет Ричарда Уиттингтона. Главный зал был реставрирован после Великого пожара и потом еще раз после Второй мировой войны, однако сохранил стиль XV в. В XVIII в. Джордж Дане Младший достроил южный фасад в готическом стиле.

В Ратуше размещаются городские власти, а также проводятся различные светские церемонии. Здесь же находится художественная галерея, располагающая большой коллекцией британской живописи XIX в., часто организуются выставки. Здесь также есть библиотека, в чьих фондах помимо 135 тыс. книжных томов хранится уникальное собрание документов, плакатов, карт Лондона, в частности купчая на дом в Блэкфрайерс с подписью Шекспира и некоторые страницы его рукописей с пьесами.

Фигуры двух гигантов, Гога и Магога, заменили деревянные скульптуры начала XVIII в., в свою очередь поставленные там вместо средневековых фигур и разрушенные во время войны. В Средние века эти фигуры носили по улицам в честь двух легендарных гигантов — потомков свирепых дочерей Диоклетиана, захваченных в плен после того, как их брат был убит Брутом Троянским (мифическим первым королем Британии. — Прим. ред.), и привезенных в Лондон, где они охраняли ворота королевского дворца.

Большой зал и Крипта открыты для посещения по будням с 10.00 до 17.00. В новых помещениях расположены библиотека и музей часов; они открыты по будням с 10.00 до 17.00.

Все здания лондонских гильдий были с тех пор реконструированы, некоторые по три-четыре раза или даже больше. Их можно увидеть и сегодня благодаря тому, что размещавшиеся в них конторы и заведения бережно относились к этим зданиям. Голдсмит-Холл на Фостер-лейн, построенный в 1835 г. по проекту Филипа Хардвика в итальян¬ском стиле, является наиболее интересным из всех упомянутых в книге зданий гильдий с точки зрения архитектуры и богатства интерьера. Заслуживают внимания и другие: здание гильдии аптекарей (Апотекарис-Холл) на Блэкфрайерс-лейн, надстроенное в 1786 г. (однако большая часть здания относится к XVII в.), и гильдии кожевников (Скиннерз-Холл) на Даугейт, датируемое XVII—XVIII вв. Здание гильдии рыбных торговцев (Фишмангерс-Холл) на Кинг-Уильям-стрит загоралось первым при пожарах 1666 и 1940 гг. Сейчас оно отреставрировано, там хранятся несколько произведений живописи Ромни и Сэмюэла Скотта, а также кинжал, которым лорд-мэр Лондона и Джон Стэндиш закололи предводителя крестьянского восстания 1381 г. Уота Тайлера. Винтнерз-Холл, здание гильдии виноторговцев на Аппер-Темз-стрит, датируемое XV столетием, не пострадало ни от бомб, ни от пожаров, а вот Стейшнерз-Холл, здание гильдии книготорговцев возле Лудгейт-Хилл, сильно пострадал во время войны и был отреставрирован. По словам гидов в Лондоне, красивым фасадом это здание обязано Роберту Милну. Книготорговцев можно и в наше время встретить в крипте собора Святого Павла в Покаянную среду, по древней традиции они раздают в этот день лепешки и церковное пиво.

Нормандская монастырская церковь, сгоревшая в 1206 г., была вскоре восстановлена. Несмотря на то что неф был реконструирован в 1890-х гг., собор Саутворка остается в основном сооружением XIII в. и является одним из самых замечательных готических зданий Лондона, уступая лишь Вестминстерскому аббатству. Там похоронены несколько драматургов и актеров елизаветинской эпохи, работавших в театрах на Бэнксайд, что неподалеку. В 1608 г. здесь был крещен Джон Гарвард, основатель Гарвардского университета.

Изначально Ламбет-Палас находился ближе к воде, к нему можно было подняться по лестнице от реки. Крипта, датируемая XIII в., является самой старой частью нынешнего дворца. Сам дворец представляет собой разновременное сооружение, в котором смешались древний известняк, кирпич тюдоровских времен, стиль новой готики времен Регентства и современные архитектурные тенденции. Богатая библиотека открыта для читателей каждый день по будням по предварительному запросу, направленному главному библиотекарю. Посетить дворец и познакомиться с чудесной коллекцией портретов архиепископов можно по заявке, адресованной капеллану.

Дворец Савой сильно пострадал во время крестьянского восстания. В то время там жил сын Эдуарда III Джон Гонт, герцог Ланкастерский, чьи поместья были отобраны во владение короны Генрихом IV.

По приказу Генриха VII дворец был перестроен под госпиталь. В 1899 г. Ричард д’Ойли, который к тому времени построил неподалеку театр «Савой», возвел на месте госпиталя еще и отель «Савой».

Королевская церковь дворца Савой, являвшаяся личной церковью правящего монарха, а позже переданная госпиталю, — это единственная постройка, сохранившаяся от тех времен. А в основном дворец, который мы видим сегодня, — это результат реконструкции 1864 г. по проекту Сидни Смирка. Церковь открыта для посещения с понедельника по пятницу с 10.00 до 16.00 летом и с 10.00 до 15.00 зимой; по субботам — с 10.00 до 13.00. Службы проходят по воскресеньям в 11.15, кроме августа и сентября.