Лондонский мост и прилегающие церкви

Камни, из которых строили Лондонский мост (начат Джоном Ренни и закончен в 1831 г. спустя десять лет после его смерти), были проданы в США, и мост воспроизвели в Лейк-Хавасу-сити, штат Аризона. Лондонский мост перестроили в 1973 г. Мост Ватерлоо, построенный Ренни, заменен современным сооружением, спроектированным сэром Гайлзом Гилбертом Скоттом (1933 г.), а его же мост Саутворк перестроен сэром Эрнстом Джорджем (1921 г.). По счастью, сохранилось творение сына Ренни — очаровательный мост через Серпентин в Гайд-парке (1826 г.), с которого открывается один из самых красивых видов на Вестминстерское аббатство и Вестминстерский дворец.

Сохранились три моста, построенные в конце XIX в.: Вестминстер-Бридж из литой стали по проекту Томаса Пейджа (1854—1862 гг.), знаменитый Тауэр-Бридж (1886—1894 гг.) и Блэкфрайерс-Бридж (перестроенный в 1865—1869 гг.). Три главных моста центрального Лондона с автомобильным движением — относительно современные: Воксхолл-Бридж (1906 г.), Саутворк-Бридж (1921 г.) и Ламбет-Бридж (1929—1932 гг.).

Гвидир-Хаус в Уайтхолле — единственный из этих домов XVIII в., дошедший до нас. Авторство приписывается Джону Марканду.

Заявки на посещение Винного погреба Генриха VIII следует направлять по адресу:

The secretary, Eondon Region Estates. Division/ A, Property Services Agency, Room 10/14, St Christopher House, Southwark street, SE1 OTE.

Посещения разрешены только по субботам между 14.30 и 16.30 весной и летом. В конце сентября Винный погреб закрывается на зиму.

Три шедевра, созданные Хоксмуром в районе Ист-Энда, — это церковь Сент-Джордж-ин-зе-Ист на Кэннон-стрит-роуд (1715—1723 гг.), церковь Христа в Спиталфилдз на Коммершиал-стрит (1714—1729 гг.) и Сент-Энн в Лаймхаус (1712— 1724 гг.). Все они сильно пострадали во время войны, но и сегодня впечатляют своей внушительной грандиозностью; можно представить себе, как величественно они выглядели, когда окружающие их здания были намного ниже. Церковь Святого Альфегия на Гринвич-Хай-роуд (1712—1714 гг.) также была сильно разрушена во время войны, но бережно восстановлена. Она стоит на том месте, где, согласно легенде, датчане убили Альфегия, архиепископа Кентерберийского, в 1012 г. После смерти Ванбру в 1726 г. строительство церкви было закончено Джоном Джеймсом, который добавил к сооружению колокольню.

Церковь Сент-Джордж на Блумсбери-Вэй (1720—1730 гг.), теперь ставшая церковью Лондонского университета, является ярким примером лучших работ Хоксмура. Изумительный ярусный шпиль спроектирован на основе описания Плинием гробницы Мавзола в Галикарнасе. Наверху этого обелиска находится статуя Георга I в виде святого Георгия — подобное сопоставление является довольно нелогичным, и, по мнению Уолпола, это «мастерски абсурдный ход». Эту церковь можно видеть на заднем плане картины «Переулок Джина» Хогарта. После завершения строительства церковь подверглась нападкам критиков, в «Критическом обзоре строительных работ Лондона» (1734 г.) ее назвали «нелепой и абсурдной даже для того, чтобы быть притчей во языцех».

Николас Певзнер описывал церковь Сент-Мэри Вулнот на Ламбет-стрит (1716—1727 гг.) как имеющую «самый оригинальный церковный интерьер в лондонском Сити». По воскресеньям Швейцарская протестантская церковь проводит здесь службы на немецком языке. (Службы на французском языке проводятся в их церкви на Эндел-стрит в Хай-Холборне.)

Церковь Сент-Мэри-ле-Стрэнд (1714— 1717 гг.) была первой, построенной согласно указу королевы Анны «О строительстве пятидесяти новых церквей»; она и церковь Сент-Мартин-ин-зе-Филдз считаются творением Джеймса Гиббса.

Если церковь Сент-Мэри-ле-Стрэнд всег¬да удачно смотрелась на своем месте, то церковь Сент-Мартин-ин-зе-Филдз (1722—1726 гг.) предстала в выгодном свете только после создания ансамбля Трафальгарской площади. Архитекторы критикуют сочетание в ней большого портика и высокой колокольни; но внутреннее убранство церкви, воспроизводящее принципы интерьера церкви Сент-Ажеймс Кристофера Рена на Пикадилли, превосходное. Церковь Святого Петра на Веа-стрит, поменьше размером, построенная Гиббсом (1723—1724 гг.), изначально спроектированная для Кавендиш-сквер, описана сэром Джоном Саммерсоном как «миниатюрная предшественница церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдз, выполненная с изяществом и в совершенстве».

Томас Арчер разрешил проблему башни и портика церкви Святого Павла на Дептфорд-Хай-стрит (1712—1730 гт.), сделав башню круглой, на западной стороне — выступающую апсиду и полукруглый портик с колоннами под апсидой. В результате, по мнению Певзнера, получилась «одна из наиболее впечатляющих церквей Лондона XVIII в.: большая, торжественная, мужественная». Церковь Сент-Джон на Смит-сквер в Вестминстере (1714— 1728 гг.) называли церковью подставки для ног, потому что, как говорилось, королева Анна показывала Арчеру, каким бы она хотела видеть это сооружение, перевернув кверху ногами табуретку. Церковь являлась прекрасным образцом английского барокко, однако сгорела во время войны; она оставалась в руинах на протяжении 25 лет, и наконец благодаря усилиям энтузиастов было начато восстановление.

Церковь Святого Олафа была разрушена в 1926 г.; больше повезло церкви Сент-Джилс-ин-зе-Филдз на Сент-Джилс-Хай-стрит (1731— 1734 гг.), которая поныне стоит среди выросших вокруг нее огромных зданий. В 1953 г. произведена удачная реставрация интерьера.

Вызывает восхищение портик Джона Джеймса со свободно стоящими огромными колоннами церкви Сент-Джордж на Ганновер-сквер (1712— 1725 гг.). Джеймс Ральф писал в 1734 г., что «вид вниз по улице Джордж-стрит со стороны площади является одним из самых замечательных во всем городе: стороны площади, территория в центре, разрывы между домами, которые открывают перспективу, сама перспектива, но более всего изумителен выступающий портик церкви Сент-Джордж, и все это создает гармонию красоты и делает вид совершенным».

Типичным из первоначально построенных здесь домов является дом на Ганновер-сквер, 24.